Предупреждение. Фундамент дома весьма индивидуальное и ответственное явление. Его конструкция зависит от климата (промерзания грунта) от гидро-геологического состава грунта под домом и в ближайшем окружении, которые даже в пределах одного поселения могут быть различными. Кроме того фундамент зависит еще от многих параметров. Поэтому ниже и в соответствующих "фундаментных" статьях будут сформулированы только весьма общие соображения. Неправильно выполненный фундамент чреват, в лучшем случае, перерасходом ресурсов на фундамент, а в худшем случае - потерей здания.

Специфика незаглубленного фундамента в том, что требуется минимум земляных работ.

 

fundament 001

Данные в таблице приведены без учета условий их применения. Тем не менее, количественные показатели используемых средств позволяют понять основные направления выбора или подбора фундамента. Стоимость работы, в общем случае, пропорциональна объему материалов.

Наименование фундамента Песок    Щебень Бетон    Арматура

Стоимость

материалов

Монолитная плита на сплошном песчаном основании (А) 30 м3 - 41 м3 6,0 тон 332 тр
Решетчатая плита на сплошном песчаном основании (Б) 48 м3 - 9 м3 1,5 тон 110 тр
Решетчатая плита на решетчатом песчаном основании (В) 43 м3 - 9 м3 1,5 тон 106 тр
Столбчатый фундамент на сплошном песчаном основании (Г) 48 м3 - 2 м3 0,04 тон 45 тр
Столбчатый фундамент на дискретном песчаном основании (Д) 16 м3 - 2 м3 0,04 тон 20 тр
Фундамент в виде песчано-щебеночной подушки (Е) 32 м3 32 м3 - - 58 тр

Арматуру для вариантов А, Б, В  брал по 150 кг на 1 м3 бетона. Арматуру для вариантов Г,  Д - по 50 кг.

 

 

Естественно возможны разнообразные комбинации из вышеприведенных вариантов устройства незаглубленных фундаментов. Например.

fundament 003

По существу - это кессонная (ребристая) плита, совмещает в себе решетчатую и сплошную плиты. Такую плиту делают для того чтобы уменьшить количество бетона, но особенно чтобы уменьшить количество арматуры.

 

Для того чтобы образно понять несущую способность сплошных оснований можно сослаться на сплошное песчано-щебеночное основание в виде балластной призмы, которая используется при строительстве железной дороги.

fundament 004

Внешний вид, всем известного, железнодорожного полотна или балластной призмы.

 

 

Сечения балластных призмы. 

fundament 006

Рисунок взят из "Альбома чертежей верхнего строения железнодорожного пути.

 

 

Габаритные размеры двух вагонов, стоящих рядом на двухпутной дороге. 

fundament 005

Добавлю лишь следующее:

  • Габариты двух вагонов стоящих рядом примерно соответствуют габаритам  малоэтажного здания.
  • Вес груженого вагона может составлять 100 тонн, соответственно вес двух вагонов - 200 тонн.
  • Вполне приличное, деревянное, двухэтажное здание можно построить из 100 м3 бруса. Вес этого бруса - 50 тонн, то есть равен половине одного груженого вагона.

Такое основание весьма устойчиво под превосходящей, динамической нагрузкой, под дождями, в морозы и в жару.

Конечно можно было привести расчет незаглубленного фундамента, но мне кажется, что образные доводы могут оказаться сильнее математических расчетов.

 

В конце приведем пример использования песчано-щебеночного основания, даже без "шпал", то есть без решетчатой плиты и без столбов, которые являются аналогом шпал.

fundament 007

fundament 008

Яндекс.Метрика