Архитектор-практик не озабоченный высокими материями, который вынужден каждый день как-то справлять свою нужду в отношениях с заказчиками. Надеемся, скажет.

Все это конечно хорошо.

А как все-таки!?

Для любителей конкретики в этом приложении приведем весьма краткие начала алгоритмических технологий выстраивания отношений.

Первый (телефонный) разговор

Темы переговоров:

1. Что стоят проектные услуги.

2. Состав проектных услуг.

3. О квалификации. О выполненных заказах.

Половина телефонных разговоров не переходят в первую встречу. Может последовать уточняющий второй разговор по телефону.

Первая встреча

Первая неоплачиваемая встреча архитектора и заказчика, является для проектировщика его визитной карточкой и носит рекламный характер.

Темы переговоров.

1. О заказе, в общих чертах. Все, что сможет сказать.

2. Какие специалисты-проектировщики (дизайнер, архитектор, конструктор, другие смежники) нужны заказчику? Характер работы заказчика со смежниками (через архитектора или непосредственно с каждым из них).

3. Каков характер планируемых взаимоотношений. Консультации, полный проект, частичный проект.

4. Какие документы хочет получить заказчик в качестве результата от проектировщиков?

5. Каковы сроки исполнения проекта?

6. Возможные причины и обстоятельства прекращения работ и оплата в этом случае и т. д.

7. Расценки на работы. Если расценки не фиксированы, то от каких параметров зависит цена. Форма и периодичность оплаты. Какие документы остаются у заказчика после оплаты каждого этапа.

8. Сколько человек будут принимать решение по проекту и с кем надо будет его согласовывать.

9. О форме закрепления договоренностей.

10. О процессе проектирования и его стадиях.

11. Тема лицензии.

12. О прошлых проектах. Показать портфолио. Если работы публично доступны, то дать координаты выполненных заказов.

13. О вариантах взаимодействия со строителями или другими изготовителями.

Первая встреча может закончиться неопределенно. Каждый из участников встречи вправе взять таймаут, проанализировать свои ощущения, посоветоваться с коллегами, близкими, сторонними консультантами, сравнить с предложениями конкурентов и принять окончательное решение.

Экспресс диагностика

Заказчик и архитектор должны понять, возникло ли у каждого из них взаимное доверие и желание совместной работы. Хорошо если каждый из них на первой встрече или после нее до второй встречи поймет характер совместимости или ее полное отсутствие.

Для этого необходимо знать, что с чем совмещается, а что не совмещается. Точкой отсчета здесь являются ваши приоритеты, черты характера, самодиагноз, ответы на вопросы «Кто Я?» и «Что мне надо?». Ответы на такие вопросы представляет определенную сложность. Собственно в этом главная проблема экспресс-диагноза, экспресс-анализа отношений.

• Экспресс позиционирование распределения власти, которое складывается между архитектором и заказчиком. Обратить внимание на отрицательные реакции свои и заказчика. Чем они были вызваны. В качестве экспресс диагностики можно использовать таблицу позиционирования власти между заказчиком и архитектором (см. часть относящуюся к власти). Если усматриваете крен в сторону опасных отношений, то лучше отказаться от сотрудничества, естественно если не надеетесь на свои бойцовские качества или на то, что фемида рассудит.

• Экспресс позиционирование субкультурной совместимости. Например. Вы прочитали или прослушали данный текст. В нем излагается некоторая система правил. Вы ее приняли. На переговоры вы приходите с соответствующей повесткой. Заказчик-лидер все это выслушивает. Отодвигает в сторону. Говорит. «А теперь послушай меня…». Излагает свое представление ваших отношений. Причем не очень грамотное. Спрашивается по чьим правилам играть? На такой вопрос без ответа «Кто Я?» и «Что мне надо?» опять сложно ответить. Если заказчик и архитектор находятся в разных субкультурных течениях, то рано или поздно, их закрутит в вихре субкультурных противотоков. В качестве экспресс диагностики субкультурной принадлежности можно применить данную нами таблицу субкультурных отношений (см. соответствующий раздел).

• Экспресс диагноз индивидуальных особенностей заказчика. Для этого можно воспользоваться системой психотипов данной выше.

Кроме того, необходимо помнить, что экспрес-диагностика не сможет гарантировать неприятностей в будущих отношениях. Задача экспрес-диагностики отфильтровать «опасности», которые явно лежат не поверхности, которые всплыли при первой же встрече.

Результат экспресс диагностики. Ответ на вопрос «Будете вы сотрудничать с заказчиком или нет?». Если не можете ответить на этот вопрос. Идите дальше. Сотрудничайте. Не забывая о текущем мониторинге отношений.

Вторая встреча

Стороны сообщают друг другу о намерении сотрудничать. При отказе сотрудничать достаточно позвонить.

***

Первый вопрос повестки дня. Проектное задание. Обсуждение вопросов и условий составления «проектного задания» или содержательной стороны заказа. Оплата этого вида работ.

Такой вид работ требуется из-за поголовной неграмотности заказчиков в области архитектуры и дизайна. Это специфика лишь современного этапа развития Российских частных заказчиков. Лет через 10 ситуация изменится в сторону большей грамотности. При отказе заказчика участвовать в процедуре грамотного составления проектного задания и оплаты этой работы можете смело отказываться от заказа. Намучаетесь.

Проектное задание должно быть оформлено письменно и графически. Составленное вразумительно. При завершении работ по составлению проектного задания оно должно быть обязательно утверждено подписью, даже если эта процедура является символической. Проектное задание может быть приложением к договору. Конкретная методика составления проектного задания здесь не приводится.

Второй вопрос повестки дня. Цена проектной работы. См. в частности раздел «Сколько стоит изба, храм,..?», а также «Сколько стоит проект?». Конечно, эти разделы требуют дальнейшей конкретизации.

Третий вопрос повестки дня. Обсуждение «болванки» договора или формальной стороны заказа. Для этого архитектор должен иметь, например, с десяток договоров-болванок, для того чтобы конкретизировать отношения, в которые предполагается вступать.

Заключительная часть этой встречи посвящена фиксации на бумаге всех договоренностей, достигнутых на первой и второй встречах в виде договора с подписями обеих сторон. Такая фиксация необходима и в случае, если договор будет носить неофициальный характер, то есть он не будет регистрироваться официально. Полное отсутствие такого договора приводит впоследствии к конфликтам, так как при устной договоренности каждая сторона может понять договоренность по-своему.

***

И т. д. и т. п.

Дальнейшие траектории движения могут быть разными. Типичные технологии отношений могут быть созданы.

А нужно ли это? А если нужно, то кому? А если есть кому, то чья это забота?

Содержание статьи "Архитектор в мире людей. Технология отношений"

Яндекс.Метрика