Ниже создана культурологическая типология архитектора и заказчика.

Почему такая типология важна для архитекторов?

Она создавалась из наблюдений за произведениями архитектуры и людьми, которые создают эти произведения. Поэтому может быть переводчиком между человеком, их отношениями и произведениями архитектуры.

Субкультурные ипостаси заказчика и архитектора

Структуру приобретенного (воспитанного) сознания заказчика и архитектора можно представить в виде сторон или нераздельных ипостасей. Таковых сторон, по-видимому, много. Мы попытаемся выделить довольно простую и весьма обобщенную структуру сторон. Каждая из сторон есть причина и следствие специфичных потребностей, интересов, целей, которые выражаются в языке, в текстах, в «каменной летописи», то есть в форме зданий, предметов, создаваемых заказчиком и архитектором.

Последнее обстоятельство весьма важно. Из типологий взятых в учебниках психологии, социологии, менеджмента, политологии сложно уяснить, как они материализуются в произведениях архитектуры или дизайна.

Итак.

tehn-otnosh 014

Примечания к схеме.

Все перечисленные стороны заказчика присутствуют в одном человеке. Аналогично обстоит дело со сторонами архитектора. В идеальном случае стороны заказчика и архитектора равномерно развиты. Но реально несколько или одна из сторон могут быть ярко выражены, доминантны.

Такая структуризация архитектора и заказчика осуществляется впервые. Поэтому термины, приведенные на схеме, условны. Применяются из-за неимения или не видения лучших. Ниже основного термина приводятся близкие по смыслу синонимы.

В качестве гипотезы можно принять следующее допущение. Совпадение субкультурных сторон заказчика и архитектора ведет к сотрудничеству. Несовпадение субкультурных сторон ведет к конфликтам. Далее схема для удобства будет приводиться в сокращенном и компактном виде.

Простой человек – Ремесленник

Простая и ремесленная субкультурные ипостаси заказчика и архитектора исторически доминировали в допетровскую эпоху. Это не означает, что в настоящее время таковые стороны полностью атрофировались. Они видоизменились. Существенно «поджаты» другими сторонами.

Заказчик и архитектор предстают со стороны естественных потребностей. Цели каждой стороны и совместная цель производны от естественных потребностей. Напомним, что естественные потребности это потребности в еде, воде, сне, безопасности, тепле и т. п. Человек нуждается в простом доме, обеспечивающем таковые потребности. Потребности ограничиваются естественными ресурсами для строительства. В лесистой местности – дерево, в каменистой – камень, в пустынной – глина, в травянистой – трава и т. д.

Специфика заказа. В основе заказа - образец. Простая и даже примитивная схема. Изба – сени – клеть, пятистенка, шестистенка, глаголь и т. п. Источник образца или схемы непосредственно воспринимаемое. «Как у Шипуновых …, как у Геры…, как у Лидки с третьего этажа…». В настоящее время непосредственно воспринимаемое усиливается увиденным в популярном журнале.

tehn-otnosh 015

Простая сторона заказчика (Простой человек). По иному - неграмотный заказчик, естественно в области архитектуры. Для «заказчика - простого человека» все архитекторы на одно лицо. По поводу архитектора у такого заказчика складывается несколько фантастический образ - «Архитектор - былинный герой, приходит и быстренько решает проблемы красоты». Другая сторона фантастического представления - страх перед неизвестным. «Неизвестное мне может навредить».

Ремесленная сторона архитектора (Ремесленник) – синоним «народный зодчий». Сторона архитектора не имеющая академического образования или с частичным академическим образованием, например, неоконченным, плохим, с образованием «на грани вылета», с «коридорным» образованием.

Гармоничные отношения могут сложиться только между «простой стороной заказчика» и столь же «простой стороной архитектора». Например. Заказчик и архитектор одно и тоже лицо. Заказчик и архитектор связаны семейными или родственными отношениями. Заказчик и архитектор находятся в дружеских отношениях. Заказчик и архитектор жители одной маленькой деревни или городка где все знают все и обо всех.

Заказчику с доминированием «простых свойств» трудно наладить отношения с Профессионалом, Романтиком, Рационалистом они отнюдь не просты, кроме того, простой заказчик их просто не видит, не различает, не понимает, не хочет понимать, а часто и не нуждается в них.

Это, пожалуй, одна из проблем современного российского заказчика и проблем отношений его с архитекторами, дизайнерами. Заказчики поголовно неграмотны, естественно архитектурно, и проектно, так распорядилась история, в этом смысле большинство современных, российских заказчиков обладают весьма весомой долей простых свойств.

Лидер – Профессионал

Властвующая и правильная стороны заказчика и архитектора исторически доминировали с момента петровских времен и до конца 18 века. В настоящее время этот тип исторической доминантности существенно трансформировался в странах Западной Европы, но в России до сих пор сохраняется.

Заказчик и архитектор предстают со стороны потребности во власти, со стороны интереса к почету, почестям, уважению, именитости, знатности, достоинству. Причем это интересно и той и другой стороне. Заказчики-Лидеры делят между собой титулы, князей великих или удельных, царей, королей, императоров, бояр, сановных чинов духовенства и т. п. Архитекторы-Профессионалы тоже включаются в подобный дележ. Делят между собой «талант», «способность», «классику (в смысле «живой классик»). А также титулы «мастеров», «профессионалов», «академиков», «придворных архитекторов», «главных архитекторов разного рода», руководителей мастерских. Налицо единство потребностей и интересов, которое является залогом гармоничных отношений.

Специфика заказа. Произведения архитектуры обслуживают властную сторону заказчика. Власть должна быть видна. Лидерам, в силу того, что они стремятся к порядку, интересны иерархические архитектурные системы. Например, римская и греческая классика, основана на ордере. Ордер, переводится как «порядок». В русском языке в аналогичном смысле применялось слово «чин» (все чин по чину). В византийской архитектурной системе порядок и иерархия закрепляются куполами их расположением, количеством, величиной. Для этого же используется надстраивающаяся иерархия крыш, и башенки. В настоящее время в тех же целях применяются осовремененные формы классики, реже осовремененные фрагменты византийской системы.

tehn-otnosh 016

Властвующая сторона заказчика (Лидер) озабоченная властью, порядком, тем чтобы было все «чин по чину». Руководить всегда и везде - естественное состояние такого заказчика. Князь уже с пеленок князь.

Правильная сторона архитектора (Профессионал) – сторона архитектора, получившего академическое образование, в соответствии с программой, утвержденной «Лидером», царем, партией, государственной властью. Профессионал – это архитектор, обученный сообразно господствующему социальному заказу. Выштудирован. Вымуштрован. Выдрессирован. Причем приспособление-дрессировка продолжается и после окончания Вуза. Дрессировщиком является властвующая сторона заказчика. В этом смысле правильная сторона архитектора действует по правилам, установленным властвующей стороной заказчика.

Достойные отношения между Лидером и Профессионалом есть результат превентивного заказа. Также как князь уже с пеленок князь, так и Профессионала (слугу) приучают обслуживать интересы князя с пеленок. Император учреждает академию архитектуры. Ректор академии доверенное лицо императора (государства). Программа обучения составляется в соответствии со вкусами императора или господствующего класса.

В этом смысле современные выпускники архитектурных вузов, обученные в соответствии с правилами установленными Петром 1 и «умом, честью и совестью нашей эпохи», думаем, весьма растеряны. Государственной власти архитектурные правила устанавливать некогда, она увлечена дележом собственности. «Новым русским» устанавливать правила тоже некогда они обирают «старых русских» при этом успевают увертываться от их гнева. Ситуация явно не классическая.

Тем не менее, посмотрим классический срез возможных отношений между сторонами.

Конфликт между вышколенным слугой (Профессионалом) и князем может возникнуть только со стороны ненормальности самого князя. А если «слуга-Профессионал» терпит зверское отношение, то это архитектор-раб или крепостной архитектор.

По отношению к Романтику и Рационалисту «великий князь» обнаруживает, к своему удивлению, что они не могут угадать скрытые подсознательные позывы господина. Боле того не хотят этого делать! Романтик озабочен очередной модерновой идеей. Рационалист считает на калькуляторе в угоду буржуа.

Обнаружив это «Господин» восклицает. «Вы же Архитектор нарисуйте то, что мне нужно!!!». Имея в виду. «Ведь Вас специально обучали, для того чтобы выполнить мой и только мой заказ!!!». «Разве пределом ваших мечтаний не является мой заказ!!!».

Романтик не задумываясь, ответит. «А причем тут Вы и Ваш заказ?!». Имея ввиду, что его мечта не столь конкретна.

Рационалист. Немного подумав. Ответит. «Естественно…». Еще немного подумав. «Конечно…». И напоследок серьезно добавит. «Я всю жизнь к этому ответственному моменту готовился». Имея в виду «Пошел ты …».

Отношения между Лидером и Ремесленником могут возникнуть только по причине крайней «ненормальности» Лидера. «Царь» причем «без царя в голове» едет в деревню и пытается разместить свой заказ у местного умельца!?». Фантастическая ситуация? Нет. Эта ситуация «из грязи в князи». На самом деле заказ делает простой человек, который князем так и не стал, хотя титул как-то добыл.

Профессионал сочтет Попечителя «странным». Так как умеет хорошо делать только то, чему его обучили, со странностями попечительского заказа ему будет весьма сложно. Профессионалу не понятна озабоченность Собственника экономической стороной произведения. Профессионал начинает навязывать хозяйствующему заказчику мысль по поводу того, что «красота требует жертв», «что дешевой красоты не бывает».

Попечитель – Романтик

Благородствующая и романтическая ипостаси заказчика и архитектора исторически доминировали с конца 18 до середины 19 века. Советский период в России необходимо выделить в особ статью. В настоящее время благородно-романтическая стороны несколько трансформировались, но тоже есть.

Заказчик и архитектор предстают со стороны интереса к благородным идеям. Например, к славянофильской идее, к идее нарастающего патриотизма, к ликованию-переживанию исторической победы, к идее «современности», к идее исторических открытий естествознания, к идее технического могущества, к идее социализации буржуазии, к идее обуржуазивания социализма и т. п.

Специфика заказа. В качестве объектов попечительства могут быть:

• Свои дети, в этом случае будет строить родовой замок.

• Чужие дети - будет строить интернаты, детские сады и т. п.

• Инвалиды - будет строить интернаты для престарелых, будет обеспокоен приспособлением улиц, лестниц, лифтов под их нужды.

• Бомжи - будет строить ночлежки.

• Студенты, молодые архитекторы - займется вузами, студенческими клубами.

• Рабочие и крестьяне - будет строить жилье, больницы, дома культуры.

Уже наверно понятно, что диапазон архитектурных произведений заказываемых попечителем весьма разнообразен и разношерстен. Каждый раз это будет какая-нибудь новомодная идея. Каждый раз это будет озабоченность, каким-либо новомодным благом.

tehn-otnosh 017

Благородствующая сторона заказчика (Попечитель). Сторона заказчика преследующего «благородные» цели или искренне считающего, что преследует таковые. Легко отличить от всех остальных персонажей повышенной активностью, преувеличенным положительным или отрицательным эмоциональным фоном.

Романтическая (Романтик) – сторона архитектора, несогласная с господствующим социальным заказом, несогласная с дрессировкой. Является приверженцем новых благородных идей «витающих» в данный исторический момент. Именно исторический. На меньшее не согласен. Романтик, будучи отчасти революционером или новатором в принципе не согласен с ныне существующим порядком дел. Исторически не согласен с игрой «современного Лидера и Профессионала», считая их отжившими.

Основа гармонических отношений между благородствующей и романтической сторонами заказчика и архитектора в том, что стороны находятся в информационном поле благородных идей. Заказчик выражает «витающие в воздухе» благородные идеи, архитектор, принимает их, материализует в архитектурном произведении. Особенно если Попечитель изыскивает средства для реализации таковых идей.

Конфликт Попечителя с Профессионалом, Рационалистом и Ремесленником основан на том, что они далеки от мечтательности и «высоких» идей попечителя. Один выражает иерархию общества, в котором живет, другой добивается экономичности, третий говорит - «чудной какой-то».

Исключение из правила. «Попечитель» романтизирует какую-либо иерархичность, например, монархию, или романтизирует экономичность, или какую-нибудь другую рациональность. Но в этом случае он медленно, но верно уходит от самого себя и превращается либо в «Лидера», либо в «Собственника».

Прижимистость Собственника не вдохновляет Романтика. Против существующего порядка вещей, созданных действующими Лидерами Романтик протестует. Простые люди не отвечают взаимностью чудному «благодетелю».

Собственник – Рационалист

Хозяйствующая и рационализирующая стороны заказчика и архитектора исторически доминируют с середины 19 века. В западноевропейских странах такое доминирование сохранялась вплоть до середины или до конца 20 века. В России с 1917 года ситуация несколько трансформировалась и превратилась в особстатью.

Заказчик и архитектор предстают со стороны интереса к накоплению собственности, к накоплению денег, к их рациональному использованию. И та, и другая сторона озабочены доходом, естественно каждый своим. Главная проблема отношений - поделить доход.

Специфика заказа. Любые произведения архитектуры, которые могут принести доход. В общем случае произведения архитектуры с минимизированными расходами, например, «хрущевки». Массовые произведения архитектуры и дизайна, рассчитанные на широкую публику. Или иная масс-культура. Почему? С широкой публики можно получить больший доход. Правда, широкой публикой дело не ограничивается. Создаются произведения архитектуры, рассчитанные на разные потребительские корзины. Почему? С каждого общественного страта можно получать доход.

tehn-otnosh 018

Хозяйствующая сторона заказчика (Собственник). Заказчик или потребитель со стороны его отношения к имуществу, со стороны склонности к накопительству. Человек с интересом к тому, что можно купить за деньги. Буржуа, мещанин, средний класс. Интересы ограничиваются экономическими возможностями.

Рационализирующая сторона архитектора (Рационалист) – сторона архитектора с развитыми инженерными способностями, приспособлена для увеличения накопительных тенденций заказчика и потребителя. Может выполнять функции конструктора, технолога, прораба. Для достижения красоты пользуется «бесплатными» средствами, например изящными пропорциями. В отличие от украшений они ничего не стоят. Но может использовать и украшения, если они приносят доход.

Хозяйствующему заказчику не вполне понятно, зачем ему лично нужно барокко, и «русский стиль» если в классицизме дешевле. Если этот же заказчик вычислит или поймет, что барокко или «русский стиль» приносит доход, то тут же превратиться в сторонника и сподвижника Романтика. В пределе может быть сторонником чего угодно, лишь бы был доход.

Рационалист готов подчиняться оптимальности, экономичности, доходу, деньгам, а не окрикам Лидера и уж конечно не благим идеям.

Современные и типичные сочетания субкультурных сторон заказчика и архитектора

Ниже приведены три типичные схемы сочетания сторон заказчика и архитектора.

***

Сочетание субкультурных сторон заказчика и архитектора характерное для современной России (после 1985 года).

tehn-otnosh 019 

Основной смысл схемы показать доминирование у современного заказчика лидерских и собственнических сторон, сочетающихся с архитектурной безграмотностью, а у архитектора профессионально-рациональных сторон, возможно тоже сочетающихся с безграмотностью в виде растерянности, дезорганизованности, воспитанности на другой модели, не характерной для настоящего времени.

Что это означает?

Современный заказчик России в своей жизни до встречи с архитектором участвовал в «боях» по дележу власти и перераспределению собственности. Такой стиль поведения он вполне может перенести и на архитектора.

Стоит отметить еще одно обстоятельство современного заказчика – поголовную неграмотность, естественно архитектурную неграмотность. Еще пятнадцать лет назад единственным заказчиком было государство. При переходе к иной экономической системе появляется частный заказчик. Естественно, что за 10 – 15 лет традиции грамотного заказа не рождаются.

***

Для успешного существования архитектор тоже включается в лидерско-собственническую игру, но по-своему.

Как?

Архитекторы, обладающие лидерскими задатками, участвуют в боях по перераспределению власти принадлежащей ранее государственным проектным организациям. Образуется новый страт архитекторов-лидеров, руководителей частных архитектурных мастерских. Закаленные в боях руководители мастерских вполне нормально могут взаимодействовать с «новыми русскими».

Архитекторы, обладающие коммерческими задатками включаются в игру по «отщипыванию» от пирога собственности. Открывают магазины по торговле отделочными материалами, полудекоративными вещами, организовывают фирмы по производству мебели, одежды, штор и т. п. Архитекторы-бизнесмены тоже вполне нормально взаимодействуют с «новыми русскими».

Архитекторы-бедолаги - остальные архитекторы. Возможно, что их большинство. Не подстроились. Не знают, что надо подстраиваться. Дезориентированы. Дезорганизованы. Представляют себя с позиций «архитектора советского типа (Профессионализирующего романтика, выполняющего заказ Лидирующего попечителя)».

***

Для сравнения приведем схему доминирования субкультурных сторон заказчика и архитектора характерную для советского времени, от сочетания этих сторон мы, по-видимому, уходим.

tehn-otnosh 020

Лидер-попечитель – это своеобразный царь-батюшка, с одной стороны, властный, с другой стороны, добрый и заботливый. Образ, постоянно создаваемый в российском народе на протяжении сотен лет, даже если это оказывалось не так. В советское время модель трансформировалась, но не принципиально - это диктаторски настроенная партия, которая направляла карающее острие власти против «буржуев», «попов», «гнилой интеллигенции» и распространяла попечительскую благодать на рабочих и крестьян.

В архитекторе соответственно доминировали стороны Профессионала (классика) и Романтика. Эту двойственность постоянно соотносили между собой в виде необходимости сочетать традиций (классики) и новаторство.

***

Для сравнения приведем схему сочетания субкультурных сторон западного заказчика и архитектора, к которому Российское общество, по-видимому, неуклюже стремится.

tehn-otnosh 021

Простой человек, Лидер и Попечитель не исчезли, но все они работают на усиление, накопление, модернизацию собственности. Лидерство не превращается в самодостаточную игру. Лидеры все больше и больше заменяются менеджерами. Попечительство, как ни странно, тоже расчетливо.

Ремесленник, Профессионал, Романтик в среде архитекторов Запада не исчезли, но весь их потенциал существенно рационализирован.

Игра субкультурных сторон заказчика

Субкультурные ипостаси человека сохраняются и никогда не исчезают. Одна сторона человека или несколько может «поджать» другие стороны. Если несколько сторон человека равномерно развиты, то возможна игра сторон. Иногда очень опасная. Ниже обратим внимание на типичные игры субкультурных сторон современного заказчика применительно к России. Схематично основные игры выразим следующим образом.

tehn-otnosh 022 

Игра «Собственник - Лидер». Можно выразить следующей типологией заказчиков лидерско-собственического плана, естественно, на современный момент времени:

Руководитель или топ-менеджер легально хозяйствующей организации, как правило, «черно-белого» плана.

Криминальный собственник.

Полукрименальный собственник.

Чиновник, распоряжающийся чужой или государственной собственностью. За взятку обеспечит «лакомый заказ».

Приведем пару этюдов на эту тему.

«Скупой лидер». Варианты «бедный лидер», «еще не разбогатевший лидер». Современный лидер, который понимает, что власть ныне в деньгах, что в латах и с мечом (автоматом, гранатой) довольно опасно. Единственная незадача. Денег еще не скопил. Но полидировать сильно хочется. Будет не прочь «потоптать» архитектора за весьма скромную оплату. Внешний признак такой ситуации. Навязывание архитектору правил. Не отказ сотрудничать, а именно навязывание. «Сложный торг», в котором вы шаг за шагом уступаете позиции.

«Богатый лидер». Будет строить дворец. Может щедро оплатить работу архитектора. Если услужите, уважите.

***

Как мы уже говорили одна из специфик современного частного заказчика в архитектурной безграмотности, в этом смысле многие заказчики упрощены. Но есть ситуации, когда Лидеры, Попечители и Собственники сознательно используют простые отношения или имидж простых отношений. Естественно каждый в своих целях. Лидер будет выходить в народ похлопывать по плечам и жать руки естественно с целью упрочить свое лидерство. Попечитель чтобы распространить благую идею, создать какую-нибудь секту, клуб. Собственник будет ближе к народу, чтобы умножить свою собственность.

На основе переходов «Простой человек – Лидер, Попечитель, Собственник» могут быть выстроены хитроумные ловушки «лохотронного» типа. Несколько этюдов на эту тему.

«Из грязи в князи». По иному игра «Простой человек – Лидер». Для архитектора такой переход опасен попаданием в динамическую ловушку.

«Слушай брат, тут такое дело …»

Естественно радуюсь, что нашел брата и дело.

Берусь за дело.

Но.

Постепенно обнаруживаю, как из брата выезжает «браток».

Понимаю, «какое» дело. Что совсем не «брат». И, что «слушать» тоже не стоило.

В динамике отношений заказчик на первой и второй встрече предстает в роли простого, открытого, интеллигентного человека. После заключения основных позиций договора «внезапно» проявляются лидерские качества. Архитектор рассчитывал вести дело с обаятельным человеком, но приходится работать с диктатором.

«Сам богатею, сам делаю». Игра «Простой человек – Собственник». Как правило, это мелкий собственник, ларечник, частный предприниматель. Кое-как накопил денег на каркас коттеджа или на квартиру, или на интерьер квартиры. Для наращивания собственности активно использует свой труд. Не может, не умеет делегировать права принятия решений другому человеку. Постоянно будет негодовать, что архитектурной профессией не владеет. «А то бы сам». От архитектора будет долго добиваться «того, что мог бы сделать сам». Задание излагается крайне смутно.

«Друг, товарищ и брат». Тоже игра «Простой человек – Собственник». Некоторые Собственники свыкаются с мыслью, что делегировать права по принятию решений все-таки придется, но страх быть «кинутым» нечистоплотным архитектором сохраняется. Одно из решений такой проблемы - обратиться к знакомому архитектору в надежде, что «друг, товарищ и брат» не подведет или не сильно подведет.

«Запанибратствующие заказчик и архитектор». Многоходовая игра. Обе стороны решили использовать простоту отношений в своих интересах в своих целях. Для этого они становятся проще или делает вид, что просты. Общая задача - свести отношения к дружеским или приятельским. Некоторые способы решения задачи.

Применяются форсированные способы перехода на «ты».

Мужская сторона по отношению к мужской стороне для упрощения отношений использует пиво, чего-нибудь покрепче, охоту, бани.

Мужская сторона по отношению к женской, для того чтобы упростить отношения, может применить цветы, шоколад, легкий флирт.

Женская сторона, по отношению к мужской, для упрощения отношения, переводит их на грань флирта.

Используется способ поиска «общего знакомого» или «знакомого знакомого».

У дружеских, приятельских или простых отношений есть и негативная сторона. Как правило, она скрыта. Если даже в заказчике на самом деле доминирует «простой человек», то это не означает, что «Лидер», «Попечитель», «Собственник» исчезли. Скрытый Лидер, скорее всего, попытается поруководить другом. Скрытый Попечитель скажет «давай раскошеливайся». Скрытый Собственник попытается нарастить свою собственность за счет друга, знакомого, родственника. Причем все это может проходит мимо сознания, братающихся заказчиков и архитекторов.

***

Игра «Лидер – Попечитель». Например, «декабрист», дворянин решивший облагодетельствовать общество. Например, «Царь-батюшка», который если бы знал, то обязательно защитил. Довольно жесткая игра - «диктатура пролетариата». В этих играх архитектору не всегда понятно, какой стороной к нему станет заказчик карательной или покровительской. Для настоящего времени менее характерная игра. Но в истории архитектуры такие ситуации можно усмотреть сплошь и рядом, в том числе динамические. Сначала облагодетельствовал, а потом поставил к стенке.

Игра «Собственник – Попечитель». Меценат, спонсор, поручитель. Для настоящего времени тоже не характерная игра. По-видимому, более характерна другая игра. Спонсирует, но не забывает нарастить собственность за счет «одаренного».

***

 

 

Содержание статьи "Архитектор в мире людей. Технология отношений"

Яндекс.Метрика