У архитекторов есть свои интересы. Надеемся, что это утверждение не надо доказывать. Возникают системы поведения центром, которых являются интересы.

Как узнать какие интересы, если архитектурный народ безмолвствует?

К счастью или к несчастью у безмолвствующего архитектурного люда всегда находятся адвокаты, желающие порадеть за них и выразить их интересы.

Потенциальные (вечные) интересы архитекторов

Первый адвокат - архитектор–писатель. Архитекторы-писатели в своих книгах об архитектуре были первыми в попытках выразить интересы архитекторов. Особенно этот процесс активизировался с момента появления книгопечатания к концу 15 века. Наиболее фундаментальными интересами архитекторы-писатели этого времени стали считать следующие темы.

Об архитектуре.

О перспективе и чертежах.

О пропорциях.

Об ордере

Архитектор-писатель, затрачивая на написание книги половину своей профессиональной жизни этим обстоятельством биографии, подтверждал наличие интереса.

***

Второй адвокат - архитектор-преподаватель. По сравнению с архитекторами-писателями мало, что поменяли, но перенесли акценты от «взрослого» архитектора к «молодому» архитектору. Выраженные интересы материализовались в учебниках по архитектуре, в лекциях, практических занятиях. В эпоху Возрождения появляется система академического образования и первые учебники. Наиболее распространены учебники по теме «Гражданская архитектура». В учебник считалось и считается необходимым включать все то, что архитекторам интересно или может быть интересно в процессе их профессиональной жизни.

***

Третий адвокат - архитектор-биограф. Имя - один из фундаментальных и вечных интересов архитектора. Первой формой закрепления такого интереса были жизнеописания, в частности «Жизнеописания…» Вазари (середина 16 века). В дальнейшем выражение такового интереса подхватили историки. В этом смысле истории можно разделить на «истории с именами» и «истории без имен». Истории с именами прогрессировали в сторону от историй с многими именами, к историям с немногими именами, а от них к истории одного имени.

***

Четвертый адвокат - архитектор-философ. С середины 18 века специфичный интерес по отношению к произведениям искусства и в частности по отношению произведений архитектуры проявляли философы. Возникла философская наука «Эстетика». С одной стороны интерес проявлялся к человеку или его частям, вкусу, чувствам и т. п., а с другой стороны к самому архитектурному произведению, но как к произведению искусства. Архитекторы-практики, на наш взгляд, встретили такой интерес философов довольно прохладно. Долгое время, а, скорее всего, и сейчас этот интерес является специфичным упражнением для развития философских способностей архитекторов.

***

Пятый адвокат - архитектор-историк стилистической направленности. В середине 18 века появляется интерес к стилю. В этом интересе усматривается зависимость архитектурных произведений от общества. Интерес инициировали историки искусства, а в последствии историке архитектуры. Интерес к стилю, в какой то степени, является феноменальным. Слово «стиль» отождествлялось со словом «архитектура» или словом «искусство». Говоря об архитектуре, архитекторы тут же переходили в стилистическое русло, выскочить из которого уже не могли.

У интереса выявить разные стороны взаимодействия архитектуры и общества есть несколько разновидностей. В частности в эпоху Великой французской революции интерес склонился в сторону морали, нравственности. Специфичным образом интерес к взаимодействию архитектуры и общества проявился в эпоху Великой российской, а в последствии советской революции. Стилистический интерес накренился в идеологическую сторону.

***

Шестой адвокат - архитектор-историк с направленностью к «истории без имен». «История без имен» - это интерес архитекторов-историков к произведению, к законам развития произведений. С середины 19 века проявляется интерес историков к основным частям архитектурного произведения. В истории без имен историк делал крен в сторону описания архитектурных произведений в целом или описания наиболее важных на его взгляд частей архитектурного произведения. В частности появились истории иконологического толка, обращающих внимание на темы, сюжеты архитектурных произведений. Другой тип истории архитектуры «без имен» это «истории видения формы» и подобные разновидности. В конечном счете, появилась истории «без имен», в которых историки пристально интересовались основными, максимально существенными, частями архитектурного произведения, а именно, «пространством, массой, формой, образом».

***

Седьмой адвокат - архитектор-инженер. С середины 19 века гражданские инженеры проявили интерес к прагматической стороне архитектурного произведения. Существенно развивается интерес к строительному искусству, который медленно трансформируется в интерес к «строительному делу», а позже в «технологию строительного производства». Появляется интерес к «частям здания», который несколько позже перерастает в «архитектурные конструкции», позже в «конструктивизм» и «тектонику». Даже к красоте архитекторы-инженеры подходят по-своему, по инженерски, выделяя «части красоты» или «архитектурные формы».

Кроме конструктивизма и технологизма существенными сторонами прагматизации архитектуры были так называемый «функционализм» и «органическая архитектура» впоследствии переросшие в средовую, физическую, бионическую и экологическую архитектуру.

***

Восьмой адвокат - градостроитель. Интерес к территории города у архитекторов всегда был, но к концу 19 века градостроительные проблемы настолько обострились, что интерес к благоустройству территории городов привел к возникновению самостоятельной от архитектуры градостроительной дисциплины. С этого времени градостроительная культура обособляется от архитектурной.

***

Девятый адвокат - дизайнер. В конце 19, начале 20 века появляется интерес к красивым и полезным вещам. Индустриализация, промышленный выпуск предметов потребления привел к трансформации традиционного архитектурного интереса к зданиям. Привел к распространению интереса к красивому и полезному на гораздо большее число предметов потребления. Возникает дизайн со специфичной сферой интересов. Дизайн еще одна культура, обособившая от архитектурной культуры, а возможно заново возникшая.

Актуальные интересы архитекторов и способы их выражения

Выражение и преследование вечных интересов это конечно хорошо, но догонять их, можно тоже вечно. Бег к горизонту – довольно сложное занятие, требует существенных усилий. Для преследования вечных интересов может не хватить сил отдельной человеческой жизни. В стандартном режиме, когда не хочется бежать к горизонту, а хочется попользоваться плодами интереса при жизни, а хорошо бы и несколько раз, возникает сфера актуальных интересов. Сфера интересов, достижимых в ближайшем будущем, например, в ближайшие 5 лет.

Так как архитектурный народ безмолвствует, то выражение интересов за него начинают делать выразители актуальных интересов.

Какие и как?

Приведем несколько этюдов на эту тему.

***

Этюд 1. Архитекторы безмолвствуют.

!?

А если заказчикам, публике, архитекторам сказать, что они хотят или что должны хотеть?

Появляются первые архитектурные журналы, а затем и газеты. Выразители архитектурных интересов получают новую площадку для упражнений и выражений. Правда, народ как-то далеко. Почти невидно.

***

Этюд 2. Архитекторы безмолвствуют.

!?

А если собрать архитектурный люд и выступать перед ним с трибуны?

То они вроде как уже не безмолвствует. Они сидят рядом и даже иногда слушают. Всех архитекторов естественно собрать не удается, но собираются наиболее активные представители. Так возникают первые и все последующие съезды архитекторов, общественно-архитектурные организации формализованного типа.

Основные функции общественных организаций формализованного типа – это консолидация внутренних и внешних интересов архитекторов, обеспечение связей между архитекторами и населением, государственными органами власти, другими общественными организациями. Деятельность таких организаций осуществляется в основном на общественных началах.

***

Этюд 3. Архитекторы безмолвствуют.

!?

А если некоторым архитекторам разрешить садиться на любые стулья, а, кроме того, еще и вставать со стула когда угодно?

А если угостить их горячительными напитками?

То в нужный момент они покивают головой?

Неужели будут неблагодарным!?

Покивают.

Архитектурный клуб - неформальная или почти неформальная общественно-архитектурная организация. Собирается по интересам. Чаще всего интересы имеют внутри архитектурную и внутригрупповую природу. В интересах предполагается совмещение «полезного с приятным».

***

Этюд 4. Архитекторы безмолвствуют.

!?

А если архитекторам сказать, какая архитектура плохая, а какая хорошая?

Может быть, заказчик и архитектор от этого свое па-де-де будут выводить по другому, «по-хорошему».

А если «по-хорошему» не получается?

Естественно придется «по-плохому».

Думаем, что со временем критическая граница между «если не хочешь по-хорошему, будет по-плохому» существенно расширится. Мир предстанет не только в черно-белом виде, но и в серых тонах, может быть даже превратиться в цветной мир. По крайней мере, очень хочется, чтобы было так.

***

Этюд 5. Архитекторы безмолвствуют.

!?

Да что же они окаянные молчат!

У выразителя интересов архитекторов возникает совершенно дикая идея. Может у них спросить? А не говорить самому.

Народ! Хочешь хорошую архитектуру?

Народ кивает головой.

Народ! А хороший дизайн хочешь?

Народ кивает головой.

Да. Да. Да. Нет. Да. Нет. Нет. Нет. Да. Да. Нет. Нет. Да. Нет.

!?

После недолгих раздумий выразитель интересов облегченно вздыхает. «Ну, хоть реагировать стал!»

Теперь можно опереться на общественное мнение.

«Нет» уберем. «Да» оставим. А в следующий раз «да» уберем, «нет» оставим.

Культура исследования общественного мнения в российской архитектурной жизни еще не сформировалась. Но такие механизмы бесспорно нужны.

***

Этюд 6. Архитекторы кивают головой.

!?

У выразителя архитектурных интересов от радости возникает еще более дикая идея. Превратить па-де-де архитектора и заказчика в па-де-труа.

Кто будет третьим?

Разумеется жюри, состоящее из власти и выразителей архитектурных интересов. Ради такого случая они даже на время помирятся.

Надсмотрщики решили станцевать с народом!?

Как ни странно. Да.

Правда как-то неуклюже получается.

Не барское это дело плясать с народом.

Смотры конкурсы возрождаются. По-видимому, потому, что архитекторам такие инструменты регулирования общественной жизни все-таки нужны.

***

Актуальных интересов у архитекторов, дизайнеров, по-видимому, может быть гораздо больше. Конечно, требуются усилия для их выражения.

Так «Кто же Я?»

Во-первых, вы архитектор. Это значит, в вас поселились, с вашего же разрешения, интересы, которые люди преследовали тысячелетия. Преследование таковых интересов называли разными именами, но чаще всего именем «архитектура».

Выше мы попытались наметить сеть потенциальных (вечных) интересов архитекторов, а также некоторые средства выражения актуальных интересов архитекторов. Воспользуйтесь ими. Если указанных выше средств не хватит. Создайте новые.

Следующий раздел, в какой то мере отвечают на вопрос «Кто Я?», но кроме этого еще отвечают на вопросы «Кто заказчик?», «Кто Ваш заказчик?».

Во-вторых, вы человек. Почему не, во-первых? В рамках профессии последовательность может быть только такой. Ниже приведены несколько средств позиционирования индивидуальных различий людей.

 

Содержание статьи "Архитектор в мире людей. Технология отношений"

Яндекс.Метрика