Даже интуитивно ясно, что люди разных культур в общении будут испытывать затруднения и проблемы. Над каждым незримо будет витать облако «прошлой жизни», «жизни у себя на родине». Причем облако традиций, ценностей, знаний настолько въедливо, что не исчезает даже при смене поколений.

Ситуации проявления культур и субкультур по отношению к архитекторам

Самая первая и главная ситуация - архитектор и заказчик вступают в отношения по поводу произведения архитектуры. Понятно, что произведение архитектуры – это артефакт культуры. Понятно, что и тот и другой не только что свалились с Луны. И тот и другой какое-то время жили в этих самых произведениях архитектуры и не только в России. Понятно, что если один будет толковать о том, что он видел на Канарах, а другой только о том, что в Сибири, то отношения между ними будут весьма напряженными. Понятно, что у заказчика в этом случае надо спрашивать - «Командировку на Канары обеспечите?». И совершенно понятен, каков будет ответ. Понятно, что после такой заявки необходимо найти общий язык по поводу образцов. Где взять? Скорее всего, в журнале. Не ехать же действительно на Канары или в Грецию.

***

Архитектор и образование. Вопрос об образовании архитектора заказчиками задается практически всегда. По-видимому, заказчик подозревает, что архитекторами и дизайнерами могут работать люди без архитектурного, дизайнерского образования или с неполным профессиональным образованием. Архитектор тоже может парировать, задавая встречный вопрос об образовании заказчика, как часть экспресс позиционирования его субкультурной принадлежности.

***

Архитектор и заказчик имеют разный опыт прошлой жизни. Опыт архитектора, сведения о его прошлых проектных работах – это следующий вопрос после образования, который практически всегда задается заказчиком при знакомстве с архитектором. Стоит обратить внимание на возможность встречного вопроса архитектора – «Вы уже сотрудничали с архитекторами или дизайнерами?». Тот же вопрос можно сформулировать с позиций властного превосходства «Я уже сотрудничал с …дцатью заказчиками, а вы, с каким количеством архитекторов имели дело?»

***

Архитектор и общественные организации. Членство в союзе архитекторов было важным артефактом архитектурной культуры советского времени, в том числе при получении заказов. В настоящее время ситуация лауреатства, членству существенно трансформировалась. Правда, не понятно в какую сторону. Нынешние заказчики редко целенаправленно интересуются степенью признания архитектора внутри архитектурного мира. Дипломы конкурсов, лауреатство и подобные артефакты культуры, сейчас интересны по-видимому, только самому архитектору.

***

Архитектурная книга, учебник, знания. Немаловажный артефакт архитектурной культуры. Но, по-видимому, только для архитекторов. Заказчики либо не знают об этом пласте культуры архитекторов, либо книги для них еще не написаны. Архитекторы, тоже по-разному относятся к книге. Справочники любят. Ко всему остальному относятся прохладно. Но не все.

Культура и субкультуры

Культура – разновидность обезличенной власти, влияния, давления, принуждения к определенным действиям. Культура предстает в виде специфичного информационного поля, ценностей, установок, интересов, традиций, целей, технологий работы. Артефакты культуры могут транслироваться: устно, в виде наставлений, знаний, советов; письменно, в виде книг, журналов, газет; в виде материализованных образцов зданий, предметов.

Культура не монолитное явление может существовать как в централизованном, так и децентрализованном виде. Может способствовать государственной власти, благословляя, коронуя ее на властвование. Может быть оппонентом государственной власти, юродствовать над властью, диссидентствовать власти, будучи властью другой обезличенной природы, будучи «душой», «духом». У обезличенной формы власти тоже есть свои служители, своеобразный «аппарат» духовной власти.

Субкультура – это своеобразное течение в океане культуры. Субкультурные течения создаются неравномерностью развития самой культуры, разным накалом ее частей, интересами людей готовыми служить, создавать, трансформировать культуру, интересами людей готовыми впитывать, потреблять, причащаться к великому, вечному, могучему океану с именем «культура».

Субкультура имеет историческую целостность, то есть границы в истории, в целом культура таковых границ не имеет. Субкультурное течение когда-либо начинается и всегда заканчивается.

***

Культура и субкультура есть причина и следствие трансформации сознания и соответственно поведения. Трансформация сознания проявляется в смене интересов, ценностей, норм, и т. п. Каждая из субкультур имеет вполне определенную систему знаний, книг, а также специфическую систему образования или воспроизводства.

Традиционно, служители архитектурной культуры и сами архитекторы, видят себя одинаковыми, воспринимая культуру в виде монолита. И дело здесь не только в советском наследии. Конечно, коммунальный подход существенно затормозил, расслоение культуры на множество течений. Затормозил основной вывод такового расслоения.

В чем смысл вывода?

Архитекторы не одинаковы.

Тривиально?

Однако вся система Российского образования, исходит из парадигмы одинаковости людей, а парадигма архитектурного образования из одинаковости архитекторов, одинаковости знаний и навыков, которые должны получать архитекторы. Реально все равно так не происходит. Студенты «тихой сапой» приобретают только то, что им надо.

Болезненные проявления отношений опосредованных культурой

Консервативность. Например. Некоторые поступки людей, живущих ныне, можно объяснить, только зная библию. Притом, что поступки совершал, человек не верующий и вообще не читавший библии. Остается напомнить, что истоки библии уходят в первое тысячелетие до нашей эры.

Заумность, расплывчатость, туманность, многосмысленность. Сознание растворяется в подсознательных порывах или трансцендентальных вознесениях, видениях, связях, подключениях к космосу. В результате получаются весьма странные артефакты культуры.

Мягкотелость, слабохарактерность. Можно так, а можно этак, а можно и по-другому.

Бесконечная направленность. Бег к горизонту. Фиктивность целей.

 

Содержание статьи "Архитектор в мире людей. Технология отношений"

Яндекс.Метрика