Отличия менеджера от лидера
Власть в рыночной системе существенно трансформируется. Она становится не «властью ради власти», а «властью ради денег». В западных странах происходит революция, которую Россия, как ни странно, пропустила, а именно «революция менеджеров». Революция менеджеров – это продолжение «революции инженеров» - это распространение науки, научного знания, рационально разработанных правил на сферу управления, на сферу человеческих отношений. Менеджмент из «искусства» доступного немногим (лидерам) превращается в профессию для многих (менеджеров).
В этом смысле если лидерами рождаются, то менеджерами становятся. Менеджеры обучаются и успешно работают, для такого обучения необходим не талант, а способности. Хотя если есть талант, то это тоже замечательно, а если лидерский талант еще и получит хорошее образование, то это замечательно в двойне.
Если архитектор или дизайнер кроме своих талантов еще разовьет в себе способности быть «инженером отношений» или «художником отношений», то такие навыки им не повредят.
Архитектурный менеджмент
Общий перечень отношений, в которые может вступать архитектор, приведен на схеме.
С кем и какие менеджмент-отношения могут быть выстроены архитектором.
• В первую очередь с заказчиками, причем разного рода. Архитектор и заказчик по разные стороны барьера. Архитектор и заказчик дружат против других архитекторов или строителей. Архитектор в этом случае является частью службы заказчика.
• С представителями власти. Находясь в самой государственной власти или по разные стороны барьера.
• Со строителями, причем подчиняясь им или наоборот используя строителей.
• С другими архитекторами. В этом случае «дружить» можно в рамках «студии» или в рамках «мастерской», а можно и в продюсерском режиме.
• С представителями культуры.
Рассмотрим подробней некоторые ситуации.
Служба заказчика
В пределах этих отношений архитектор и заказчик настолько понимают и доверяют друг другу, что сливаются в дружбе, в одной команде против других архитекторов, против строителей, против иных участников многосложного архитектурно-строительного процесса. Схематично таковые связи можно изобразить следующим образом.
В службу заказчика, входят несколько универсальных специалистов, естественно с точки зрения строительства, архитектуры. Служба заказчика может быть представлена и одним человеком.
Студия и мастерская
В студии и в мастерской архитекторы дружат между собой по-разному.
В студии архитекторы относительно автономны. Архитекторы-студийцы работают параллельно, каждый над своим заказом со своими заказчиками. Каждый стремится к своему личному успеху. Дружба в студии возникает по поводу использования инфраструктурных ресурсов, помещения, телефона, иной техники, ресурсов «юрлица» и т. п.
Мастерская - организация централизованного типа. Архитекторы в ней дружат по правилам. Кто создает правила? Конечно, мастер и те, кто дружит с мастером. Некоторые структурные части мастерской или проектной организации централизованного типа показаны на схеме, см. ниже.
Молодые архитекторы используют такие организации, во-первых, для получения опыта, во-вторых, для обеспечения себя стабильной работой. Рядовые архитекторы уже поработавшие «частниками» видят в таких организациях средство защиты от произвола заказчиков, средство стабильности и равномерности получения работы.
Весьма важными фигурами централизованной организации являются «мастер» и «гап».
***
По внутренней структуре «руководитель» и «гап» - это люди демпферного, гармонизирующего типа объединяют в себе в умеренном виде основные стороны архитектора, в том числе некоторые свойства лидеров.
Внутренние и внешние контакты архитекторов в проектной организации централизованного типа специализированно распределяются между сотрудниками. Ранг контактов, которые курирует архитектор в проектной организации, соответствует его статусному рангу и отражается на оплате его труда. Многие внешние и внутренние контакты в централизованной мастерской замыкаются на руководителе и на гапах, делая из них ключевые фигуры.
Архитектор-художник девелоперского типа
Приведем один из способов дружбы или налаживания отношений под эгидой культуры. В частности под эгидой значимой художественной идеи. Примерная схема отношений этого типа указана ниже.
Архитектор-художник берется за девеломперские функции только в случае с «пробиванием» общественно значимых художественных или художественно-идеологических, художественно-патриотических идей. Например, памятник «Монумент славы», «дом Ленина» в Новосибирске.
Такая схема менеджмента в области архитектуры и искусства используется весьма редко. Уникальными архитекторами или художниками, естественно в смысле менеджмента.
Архитектор-предприниматель
Относительно новая система отношений, которую может выстраивать архитектор. Архитектор или дизайнер включается в производство и бизнес. Начинают производить мебель, одежду, театральные костюмы, шторы и тому подобные вещи, требующие существенных дизайнерских усилий.
Дизайнер начинает дружить со строителями, рабочими. Против кого? Против других фирм занимающихся подобным промыслом. Максимально общая структура фирмы будет выглядеть следующим образом.
В этом случае архитектору или дизайнеру приходится существенно подзабыть, то чему его учили в архитектурном вузе и освоить иную специальность, а именно специальность профессионального менеджера.
Специфический случай, когда дизайнер-продюсер начинает продвигать идеи других дизайнеров, для обеспечения совместного благополучия, естественно в финансовом смысле. Правда, такие системы отношений в области архитектуры и дизайна еще не возникли, по крайней мере, нам таковые системы реальных отношений неизвестны.