Специфика экономики архитектурных произведений

Потребности и интересы, которые удовлетворяются в архитектуре и дизайне специфичны. С одной стороны они прагматичны, с другой стороны они поэтичны. С прагматической стороны основной закон экономики вполне соблюдается. Что он из себя представляет? Удовлетворить максимум потребностей, при затрате минимума ресурсов.

С поэтической стороны ситуация выглядит несколько по иному. На первый взгляд в дворцах и храмах ресурсы затрачиваются отнюдь не по минимуму. Кому нужны и сколько стоят Ролс Ройс, Феррари иными словами Дворец на колесах? Кому нужны и сколько стоят зажигалка Зиппо, авторучка Паркер?

Пофонтазируем.

Если все начинают жить в «дворцах» и ездить на «ролс ройсах», то эти вещи вообще превращаются в ширпотреб, а не в дворцы. Задача в этом случае трансформируется в следующую.

Все ездят на Ролс Ройсах. Каков минимальный перерасход средств на автомобиль и как этот автомобиль должен выглядеть чтобы все остальные ездящие на «ролс ройсах», начали считать, что у них нет дворца на колесах, что в дворце на колесах ездит кто то другой.

Поэтические, прагматические потребности и экономика

Как мы уже сказали заказчик готов заплатить и даже переплатить деньги за усилия направленные в сторону создания красивой и полезной вещи. Но какой. Разберемся.

***

Преимущественно прагматические потребности.

Потребность в безопасности является точкой роста для таких артефактов культуры как замок, крепость, цитадель, схрон, «берлога», крепостные стены, заборы, входные металлические двери, замки, решетки, бронированные стекла и т. п. Заказчик готов переплатить. За что? За уверенность в своей безопасности. За впечатление, которое должно создаваться во вражеском окружении, что крепость неприступна, что штурмовать ее пустое занятие. С экономической точки зрения минимизируются необходимый перерасход средств.

Физиологические потребности в тепле, свете, являются точками роста для таких артефактов культуры как навес, шалаш, землянка, изба, комната, квартира, угол и т. п. Физиологические потребности тоже сопровождаются духовными интересами. «Ух! Убежал от дождя. Хотя бы не мокрый». «Слава богу! Не замерз. И на том спасибо».

Экономико-финансовые интересы – интересно удовлетворить любые другие цели минимальными финансовыми средствами. Выражаются в смете на объект проектирования, в процедуре ее минимизации. Если проще то в вопросе «Сколько стоит?». Сопровождаются духовно-спортивной страстью «Да Я!!! в два раза дешевле построил, а выглядит также!!!».

Технико-экономические интересы – интерес удовлетворить любые другие цели минимальными материальными ресурсами. Существует особая процедура ТЭО (технико-экономического обоснования) и ТЭР (технико-экономических расчетов). Духовный интерес, которым сопровождается ТЭР примерно такой же, как и в предыдущем случае. «А Я!!! обошелся 70 кубометрами кирпича». Узнав, что собеседник по общей теме затратил 100 кубометров кирпича.

***

Преимущественно поэтические потребности и интересы:

• Эстетический вкус – первичная и простейшая форма поэтических потребностей. Вкус основан на естественных чувствах человека на чувстве слуха, чувстве ритма, чувстве цвета, чувстве пропорций и т. п. Эстетический вкус – является интегральным образованием, выражается словами «нравится», «не нравится». С экономической точки зрения минимизируется необходимая переплата для обладания «понравившейся» вещью.

• Художественные потребности и интересы, основаны на чувствах, как и в предыдущем случае. Разница заключается в том, что художественные чувства развиваются и воспитываются в мире художников, в процессе образования, на основе «хорошего вкуса». Сторонний человек для развития художественных чувств хотя бы на время должен попасть и принять правила мира художников, архитекторов, дизайнеров. В «монастыре» художников, архитекторов, дизайнеров правила «хорошего вкуса» культивируются специально. С экономической точки зрения минимизируется необходимая переплата средств для того чтобы причаститься к «хорошему вкусу».

• Морально-поэтические потребности и интересы. Являются производными от потребности в уважении себя другими людьми. Закрепляется символами власти, богатства, успеха, принадлежности к элите, к светскому обществу, богеме и т. п. Морально-социальная позиция заказчика выражается совместно с архитектором в вещах. Морально-поэтический интерес является точкой роста для пентхауза, коттеджа, виллы, двореца, деревни моего имени (Петровка), поселока моего имени (Петровск), города моего имени (Новопетровск). В этом случае минимизируется не расход вообще, а минимальный перерасход необходимый для того чтобы занять моральную позицию, о которой человек мечтает, к которой стремится.

• Эсхатический интерес, а возможно и потребность, в единстве души и мира. От греч. eschatos - последний, конечный. В вещах, в форме вещей выражается конечный смысл существования человека и мира. Например. Эсхатический архетип «Храм». Заказчик и архитектор стараются выразить самое достойное и красивое для бога и человека. С точки зрения экономики минимизируется необходимый перерасход средств, на постоянное напоминание о Добром и Вечном, по крайней мере, так всегда было. Другой пример. Эсхатический архетип «Дом». Дом не менее важный архетип, он является идеологической основой народной архитектуры. В доме выражается конечный смысл жизни народа на данной территории, на данном кусочке планеты Земля, в данной точке Вселенной. В случае с Домом ставится еще более сложная экономическая задача, напоминать о Добром и Вечном, практически без перерасхода средств.

Сколько стоит проект? или об экономике проектирования

Потребность в архитектурном произведении неизбежно порождает потребность в проекте, по которому произведение будет реализовываться.

***

Проектирование и проект может быть услугой, а может быть товаром. Это обстоятельство отражается в ценообразовании проектной услуги или товара.

Архитектурный проект как услуга – это проект, взятый со стороны его содержания.

Услуга - действие, приносящее пользу, помощь другому человеку. Услуга разворачивается во времени. Часто не материализована. Не имеет четких границ. Специфика услуги заключается в том, что ее производство и продажа совпадают во времени или почти совпадают.

В смысле услуги, архитектор и дизайнер помогают заказчику уяснить свойства и параметры того объекта, который может удовлетворить его потребность или интересы.

Архитектурный проект как товар – это проект, взятый со стороны его материализованной формы. Имеет четкие границы. Традиционно единицей измерения проектного товара является «листаж», чертеж и его сложность. Сложность чертежа измеряют количеством размеров необходимых, для того чтобы задать изделие.

Если заказчик нуждается в проектных решениях, то есть в прояснении того, что ему не ясно или неочевидно, то проект превращается в услугу. Если проектные решения относительно ясны, то проект превращается в товар. Архитектор «обчерчивает» то, что ясно заказчику. Двойственная природа проекта позволяет манипулировать этим обстоятельством, как архитектору, так и заказчику. Может быть истоком конфликта.

***

Некоторые способы ценообразования проектной услуги-товара могут быть следующими.

По «листажу». Это случай, когда проект превращают в товар. Для этого существуют ЕНИРы, нормативы, расценки выполнения конструкторской документации.

По затраченному времени. Исходя из опыта архитектор примерно представляет какое время потребуется для выполнение той или иной работы. Кроме работы необходимо учитывать «человеческий фактор». Заказчики разного типа требуют разных затрат времени. Затраты времени выражаются в цене человеко-часа, -дня, -недели, -месяца, -года. Естественно, следует предварительное решение архитектора по поводу того, сколько ему нужно денег, чтобы нормально прожить месяц, или сколько ему нужно денег, чтобы каждый день ходить в ресторан или казино.

По издержкам. Подсчитывается воспроизводство компьютера, принтера, сканера, копировального аппарата. Периодическое обновление (обграйд) компьютера. Расходные материалы для принтера. Рекламные расходы. Особый вид издержек - частично неоплаченные работы по причине разорванных отношений между заказчиком и архитектором. Своеобразная издержка-страховка взимается с тех, с кем отношения складываются успешно. Как правило, издержки прибавляются к цене по предыдущему пункту.

В соответствии с ценой друзей-соперников (конкурентов). Архитектор «садится на телефон» и обзванивает конкурентов под видом заказчика. Далее решает заниматься ему демпингом или быть солидарным с коллегами-конкурентами. В этом смысле, например, для интерьера сложилась цена в долларах за квадратный метр. Многие заказчики в этом же смысле обзванивают архитекторов и начинают заниматься спортивной игрой в «кто меньше».

Цена проектирования назначается по рекомендации какой-либо общественной организации. Например, такие рекомендации выпускал Союз дизайнеров, Союз художников. Дизайнер в этом случае говорит - «Если вы хотите работать с членом Союза дизайнеров, то будем работать по этим расценкам», считая, что заказчик тут же согласиться. В рыночной системе такие расценки не обязательны. Да и «членство», «лауреатство» для нынешних заказчиков не самый важный показатель, а вернее совсем не важный. Но если все архитекторы или дизайнеры начинают действовать консолидировано, то это может возыметь действие. Только вот проблема как консолидироваться.

Архитекторы часто действуют по сборникам цен на проектные работы, выпущенные до 1985 года, умноженные на определенный коэффициент. Такие цены в настоящее время тоже не обязательны. Важным в сборниках является процентное соотношение работы архитектора и работ смежников, которое в общих чертах сохранилось до настоящего времени.

Процент от сметной стоимости строительно-монтажных или отделочных работ. Этот случай больше подходит, когда архитектор существенно зависим от строителя и благополучие строителя есть одновременно благополучие архитектора.

Процент от дохода, доля от тиража. Такую форму ценообразования практикуют относительно свободные дизайнеры, работающие по авторскому договору с коммерческой фирмой. В этом случае благополучие дизайнера, также замыкается на благополучие фирмы, с которой он сотрудничает. Кроме того, оплачивается не только проект, но и авторское право. Кроме того, оплачивается бизнес-чутье дизайнера.

 

Содержание статьи "Архитектор в мире людей. Технология отношений"

Яндекс.Метрика